Телеоборзения от Нинель Митрофановой


Телевизионные сериалы

РАБЫ "РАБЫНИ ИЗАУРЫ"

Вот таков он, герой современных телесериалов!

Последние несколько месяцев мы столько раз слышали, что единственным результатом демократических реформ в России является свобода слова, что почти в это поверили. Может быть, так оно и есть, спорить не будем. Только, на мой взгляд, наиболее важным достижением реформ является свобода каждой домохозяйки смотреть свой телесериал.

Как известно, первой ласточкой этой свободы стала "Рабыня Изаура". Именно она пробила брешь в кондовом сознании советского гражданина. За судьбой рабыни с придыханием следила вся страна. И как непростительно быстро закончились пятнадцать серий новой сказочной ленты!..

Вслед за Изаурой пришли цыганки, селесты, милагросы, последние жертвы, тропиканки и т.д., всех не упомнишь. Одно название сменялось другим, а одноликие персонажи меняли только имена да род занятий. Врачи, педагоги, милиционеры - все, кто мог отвлечься от работы на сорок минут, впитывали в себя диалоги из другой, доселе неизвестной нам жизни.

Это сейчас мы нормально относимся к тому, что в сетке вещания каждого канала есть хотя бы один сериал. А тогда, 10 лет назад, на телеэкранах, в газетах обсуждался вопрос о том, можно ли смотреть сериалы, и не является ли этот факт свидетельством духовного падения и деградации. Одним из обязательных вопросов в интервью с известным человеком был такой: "А смотрите ли вы (или ваша семья) телесериалы? Как вы к ним относитесь?"

Первооткрывателем латиноамериканского континента для российских зрителей было ОРТ. Вот кому должны быть благодарны домохозяйки в первую очередь. Благодаря ОРТ, мы узнали о красотах "забугорной" жизни - о песчаных пляжах, небоскребах, изысканно одетых людях в великолепных интерьерах. После черно-белого советского кино это был такой же прорыв в сознании, как открытие границы. Именно из сериалов мы узнали, что родители могут разговаривать друг с другом и с собственными детьми не только об успехах на работе и в школе, но и о чувствах, о сексе, чего в Советском Союзе отродясь не бывало.

Может, поэтому вся страна замирала, когда начиналась очередная серия "Богатых", которые "тоже плачут", "Бедных, которые тоже богатые" или "Просто Марии"?.. Сериалы объединяли людей: в незнакомой кампании всегда можно было найти тему для разговора: "Интересно, почему это Иден в очередной раз не вышла замуж за Круза?". Обсуждение можно было вести часами и никому не было скучно. Многолетние мыльные оперы - вот главная причина демографического кризиса в стране. Как известно, дети зарождаются в тишине и без свидетелей.

"Санта-Барбара" была безусловной финансовой удачей РТР. Три года эта мыльная опера поднимала рейтинг государственного канала. Актеры - исполнители главных ролей Сиси Кэпвел, Мейсон Кэпвел, Джина Кэпвел - ездили по нашей стране, собирая миллионные аудитории.

Красиво жить не запретишь, а как хотелось! Вот и придумали для нас имитацию этой красивой, но недоступной для большинства жизни. Десять лет мы радовались чужим успехам, сочувствовали чужим страданиям. Но в 1998 году сказали - хватит! Хотим своего героя. И на экране появились "Менты". И снова вся страна прилипла к экранам. Вот оно - незаемное, наше! Соскучились по родным лицам, пусть туповатым, пусть хамоватым, но своим. И главное, без этих слюнявых диалогов. Стрельба, погони, раз два и дело закрыто. Вот они благородные рыцари на страже порядка.

Страна всегда любила фильмы про милицию, которая нас бережет. Наконец-то слово "менты" перестало быть ругательным. С легкой руки сценаристов оно приобрело какое-то особое, благородное звучание. Народ ликовал, народу нравилось, рейтинг новоявленных героев зашкаливал… "Улицы разбитых фонарей-1", "Улицы разбитых фонарей-2", "Улицы разбитых фонарей-3"… "Улицы разбитых фонарей-33"?..

ОРТ было грустно созерцать успех "НТВ" и оно создало свой сериал о "ментах" "Убойная сила-1, 2". Пока еще смотрят. Но продукт уже не тот, это как "осетрина второй свежести". РТР тоже приложилось к теме борьбы с общественным порядком: "Марш Турецкого", не очень короткий фильм о буднях следователя Генеральной прокуратуры - честного и о-о-очень бескорыстного, "Маросейка, 12" - сериал о наших любимых - о налоговой инспекции.

Наш кинематограф вообще любит делать фильмы о милиции, военных, на худой конец - бандитах. Но чтобы все было чинно, благородно. А как наши киношники кровь любят лить! Причем, конечно, не свою - чужую. Вампиры какие-то. На съемках "Улиц разбитых фонарей" потребовалась, наверное, не одна цистерна. Невооруженным глазом было видно, что это краска, зачем тогда так стараться.

Почти все современные российские сериалы снимались в Петербурге. В Москве очень дорого - бюджет не выдерживал и трещал по швам. И это хорошо. Меняется сюжет, но не меняется обстановка; те же улицы, дома, все узнаваемо. Самое замечательное, то, что с любимыми актерами можно не прощаться целый вечер: только знай, переключай каналы. Вот он в роли сутенера, а вот - уже неподкупный следователь, в одном фильме - бандит, кнопочку нажал - и вот пред вами тот же человек, но уже в роли милиционера. Главное не надо никаких усилий для перевоплощения. Сменились диалоги - сменился образ. Все просто - как дважды два. Как сказал один редактор: "Нам не нужно, чтобы это было хорошо. Нам нужно, чтобы это было в четверг".

Так, Ольга Дроздова в "Бандитском Петербурге" - глава преступной группы, а через пару недель мы ее видим в роли владелицы фирмы в "Остановке по требованию". Те же жесты, только слова другие, да и ситуация изменилась. В "Петербурге" Певцов ее соблазнял, в "Остановке" уже она пыталась свести его с ума. Вот и вся разница. Или Александр Домогаров - красивый мужчина, за что его и любят. В том же "Бандитском Петербурге" он играет роль неподкупного журналиста, смелого и решительного. В "Марше Турецкого" пересел в кресло следователя прокуратуры, тоже смелого и решительного. Он, наверное, и в жизни такой же, смелый и решительный. У Хабенского амплуа пошире. В "Убойной силе" он - милиционер, перевоплотившийся в бандита, а в "Империи под ударом" - гнусный и безжалостный террорист. Но играет он таких разных героев одинаково.

Сидишь вечером, кнопочки щелкаешь с канала на канал, с канала на канал и вместе с тобой переходят полюбившиеся актеры. Красота… Метод Станиславского сейчас явно не в моде. Перевоплощаться некогда. Сериалы снимаются быстро, часто в одно и тоже время. Вот и приходится актерам переезжать с одной съемочной площадки на другую. Телевизионные сериалы напоминают жвачку для глаз.

А нам-то что? Нам даже лучше. Больше сериалов - хороших и разных! Только телевизора нужно иметь дома два, чтобы можно было свободно сделать демократический выбор сериала, не ругаясь с мужем. Рабы "Рабыни Изауры" немы…

Телевизор смотрела Нинель МИТРОФАНОВА




ВНИМАНИЕ! Все авторские права на эти статьи защищены законом. Запрещается их использование без письменного разрешения автора.

С разрешения автора статьи публикуются только в газете "Телепрограмма" (г.Сургут).

Copyright Serg Smith 2001
Comments: sergsmith@mail.ur.ru