Телеоборзения от Нинель Митрофановой


Ю.Сенкевич и Д.Крылов

ПУТЕШЕСТВИЯ НА ДИВАНЕ

Бессменный ведущий "Клуба путешественников" Юрий Сенкевич

Путешествовать в нашей стране любят, но все больше на диване, под размеренную речь главного путешественника страны Юрия Александровича Сенкевича. Именно ему 28 лет назад партийное руководство страны доверило рассказывать нам, "невыездным" гражданам, о других неведомых уголках планеты.

Программа " Клуб путешественников" существует уже более 40 лет и занесена в книгу рекордов Гиннесса как самая долгоиграющая. Юрий Сенкевич стал ее ведущим в 1973 году и с того времени сделал уже более 2000 выпусков, побывал в 123 странах из существующих 200. Именно эта программа открывала неизведанный мир, закрытый для нас "железным занавесом".

В последнее время автор все больше времени уделяет нашей стране. Сейчас не модно ездить по России, да и невыгодно: за те же деньги можно получить больше удовольствия заграницей, тем более, что добраться до нее сейчас проще, чем, например, до Алтая или Байкала, а иногда и дешевле.

Телезрители "Клуба путешественников" в минувшие выходные могли окунуться в мир нашего прошлого. Автор попытался сделать сравнительный анализ того, что было в нашей стране 20, 30 лет назад, и что мы имеем сейчас. Конечно, тенденциозности избежать не удалось. Сенкевич показал страну, которой уже не существует. Мы увидели дворцы Феодосии, бастионы Севастополя, стены крепости в Судаке, Ласточкино Гнездо над морем. Все это когда-то было частью нашей истории, которую учили и знали. Памятники старины холили и лелеяли. Сейчас же ситуация изменилась.

Изменилась не история, а отношение к ней. Бывшие дворцы пришли в упадок, за ними уже никто давно не следит, крепости разрушаются, все подвластно течению времени. В Крыму - бывшей всесоюзной здравнице, - запустение и нищета. Правда, мне было не совсем понятно, почему рассказывая и показывая сюжеты о светлом прошлом Крыма, автор, говоря о дне сегодняшнем, все больше вставлял сюжеты о настоящем Москвы. Загадку сию разгадать не удалось.

Идея программы, безусловна, хороша, как с политической, так и с экономической точки зрения: во-первых, необходимо воспитывать у граждан чувство гордости за свою страну, а во-вторых, нужно привлекать этих самых граждан отдыхать не в соседней Турции, а на родных, знакомых с детства берегах. Сенкевичу удалось сделать исторический срез: что имели и что потеряли, но не слишком ли часто в последнее время государственное телевидение ностальгирует по-прошлому?

А вот ведущему "Непутевых заметок" ностальгировать резона нет. 20 лет назад его программы еще не существовало, да и существовать не могло.

Рейтинг "Заметок" достаточно высок. И популярны они не столько среди туристов, сколько среди тех, кто ни разу никуда не ездил. Сравнивать эти программы нельзя, да мы этим заниматься и не будем, просто цель у них одна: рассказать о том, что увидел ты, тем, кто этого не видел. Но "Клуб" больше ориентирован на интеллектуалов, а "Заметки", они и в Африке всего лишь заметки. Крылов очень удачно выбрал название программы: 15 минут не предполагает серьезного разговора и большого объема информации.

Формат передачи и ее содержание больше подходит для новых русских, у которых деньги есть, а на что их потратить, они не знают. Может быть, именно благодаря ей наши богатые соотечественники сумели открыть для себя много новых мест и местечек.

Новым господам некогда смотреть часовую программу Сенкевича, вслушиваться в его долгие монологи, всматриваться, вдумываться. А у Крылова все просто и доступно и 15 минут всегда можно найти, хотя бы даже занимаясь своими утренними делами.

Программа Крылова создается в основном на средства турфирм. И лучшего промоутера новому продукту найти сложно. Например, начинают турфирмы раскручивать какое-либо новое направление, реклама в газетах и журналах требует много времени и денег, дешевле будет отправить Крылова с командой. За одну поездку он сделает с десяток программ, которые потом можно будет показывать полгода. Получается дешево, сердито, и на всю страну.

По тематике программ можно определить, куда модно в этом сезоне ездить. Так, хитом 2000 года стали морские круизы на 17-палубных теплоходах. Отдых красивый, но, безусловно, только для очень обеспеченных граждан. Два года назад делать сюжеты о путешествиях на "мегалайнерах" было бы пустым расточительством: не было еще у нас в стране граждан, которые бы уже объездили весь мир, а денег бы у них еще осталось много.

Богатым стало скучно ездить по Европе, понадобилось что-нибудь интересненькое. И вот Крылов уже мчится в Бруней - 15 минут, и создалась сказочная картинка об этой стране. Уверена, что первые российские туристы уже оставили отпечатки своих ног на земле Брунея. (Вслед за Вовой Путиным, который неделей позже стал гостем главы этого государства).

Зимой модно ездить в Таиланд, и Крылов посвящает несколько передач достопримечательностям этой страны, месяц мы смотрим о том, как здорово кататься на горных лыжах где-нибудь в австрийских Альпах, как здорово отдыхать на Бали и так далее и так далее. Крылов не столько рассказывает о стране, сколько делится впечатлениями, которые она оставляет у путешественника. Да и то, не у простого, а у богатого. Ведь далеко не каждый сможет себе позволить остановиться в отелях 4-5*, а отели 2-3* мы и не видим. Те услуги, которые предоставляются автору, простой путешественник будет приобретать за деньги, и порой немалые.

Безусловно, "Непутевые заметки" - продукт интересный, но сугубо рекламный. И создается он только для того, чтобы убедить нас куда-нибудь съездить. В этой передаче фактически нет истории, нет познания, ее цель - найти новых клиентов для очередного спонсора. И на сегодняшний день это одна из самых действенных на телеэкране рекламных передач.

Итак, подведем итоги. Сознание телезрителей постепенно сместилось от "диванного" "Клуба путешественников" к "Непутевым заметкам", которые можно смотреть, поглощая завтрак или даже делая зарядку. Эволюция налицо. Зад телезрителя уже оторван от кресла и от дивана. Следующим шагом когда-нибудь обязательно станут и сами путешествия. Только тогда, боюсь, передачи, подобные этим, людям уже не понадобятся…

 Телевизор смотрела Нинель МИТРОФАНОВА




ВНИМАНИЕ! Все авторские права на эти статьи защищены законом. Запрещается их использование без письменного разрешения автора.

Copyright Serg Smith 2001
Comments: sergsmith@mail.ur.ru