Телеоборзения от Нинель Митрофановой


Досье Нинель Митрофановой

ХУДОЙ ПРИПЛОД В ВИСОКОСНЫЙ ГОД

Коллаж "Комедиант" Сержа Смита

Нужен ли президенту России пиар? То есть в переводе на русский язык - реклама, продвигающая данного деятеля на потребительский рынок. Осмелюсь предположить, что пиар президенту - как рыбе зонт. Это перед выборами пиар, создающий позитивный образ, необходим любому политику, желающему войти во власть или закрепиться в ней надолго. А в повседневной жизни на президента «пиарят» его деяния. Есть результат - и потребитель, то есть избиратель, сам видит, что не ошибся в выборе. Нет результата - увольте. В следующий раз на выборах он, избиратель, глядишь, крепко подумает, отдать ли вновь свой голос политику, не оправдавшему ожиданий.

Скажу больше: президенту России специальный пиар в виде фильмов-портретов не просто не нужен - он ему вредит. Вполне хватает повседневного телевизионного освещения деятельности президента: поехал, встретился, выступил с инициативой, подписал указ, резко осуждает, глубоко скорбит...

Когда же телевизионщики вдруг решают подвести итоги годовалого президентства Путина, события спрессовываются в киношном пространстве и времени, и кажется, что это и есть итог: поехал, встретился, выступил, подписал, глубоко скорбит.

Фильм Виталия Манского «Путин. Високосный год», показанный Российским телевидением в День независимости России, более всего напоминает затяжной клип - наподобие тех, что телеканалы демонстрируют за пятнадцать минут до наступления Нового года: типа «Страна моя». За четверть часа зрителю напоминают, чем жила страна в уходящем году. При советской власти страна, естественно, жила только хорошим: сеяла, пахала, строила, делала ракеты, перекрывала Енисей. Потом победы сменились поражениями, катастрофы посыпались на страну как из рога изобилия. Телевидение перестало бояться напоминать о печальном, но в предновогоднем ролике чередовало плохое с хорошим.

Так и Манский чередует. Вот Путин под глинковскую еще музыку бессловесного российского гимна шагает под аплодисменты собравшихся к вершине политического Олимпа - инаугурация. Вот встречается с Клинтоном, Шрёдером, Блэром. Вот корейская пионерка надевает российскому президенту алый галстук. А вот переход на Пушкинской площади, пострадавший от взрыва. Вот поселок Видяево и толпы безутешных родственников погибших на «Курске» подводников. Вот президент награждает спортсменов, приветствует юбиляршу Майю Плисецкую, вручает цветы неведомым молодоженам, угощается хлебом-солью. А вот он в Печатниках - на месте взрыва жилого дома. Затем - заседания, совещания. Дальше - встреча с народом: «Я видела во сне, что подойду к тебе. Ой, мальчик ты мой. Хороший мальчик. С Богом. Будем молиться», - причитает экзальтированная старушка. Бывшая классная руководительница Владимира Путина строго наставляет: «И руки в карманах чтоб я больше не видела. Так и знай. Я за каждым твоим шагом слежу», вручая напоследок сановному ученику банку домашних консервированных огурцов.

Путин за штурвалом истребителя. Путин в рубке подводной лодки. Путин со Строевым на тракторе. Путин в машине. Путин в самолете.

Подведем итог увиденному: за год с небольшим президентства Путин скорбел, поздравлял, ездил по миру с визитами и катался на всевозможных транспортных средствах. За год президентства и скорби, и радости, и поездок - как деловых, так и развлекательных, набралось с лихвой. А что сделано-то? Об этом впроброс и сплошь общими словами: удержал страну от развала, укрепил вертикаль власти, что-то еще о профиците бюджета. Мало? Много? Черт его знает. Не телевизионщикам об этом судить и даже не самому президенту. Народу - извините за пафос. А народ в фильме, разумеется, безмолвствует (если не считать полубезумную старушку: «Мальчик мой хороший» - да пенсионерку-учительницу).

Так ради чего фильм снимали? Дабы убедить народ, что не ошибся в выборе? Да не фильмами, как уже было сказано, народный выбор подкрепляется, а конкретными деяниями. Или - чтобы подогреть градус народной любви к своему избраннику? Так любовь - штука иррациональная: нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь, и так же, по непонятным причинам, схлынет, сгинет, словно ее и не было. И никакие фильмы не помогут вернуть большое и светлое чувство. Разве что вызовут вместо прежней пламенной любви страстную ненависть.

Может быть, хотели авторы фильма утеплить холодноватый образ президента, внести в него человечинку? Но не тот объект им попался. Не утепляется, хоть ты тресни. За час эфирного времени «человечинки» минуты на три наберется: когда Путин шнурок завязывает (да и то, завидев камеру, приказывает оператору: «Слушай, хватит снимать»), когда учительскую дочку за нос трогает, словно в звонок звонит, когда в бассейне плавает да собаку ласкает. В последнем эпизоде он действительно живее живого: и смеется от души, и уменьшительно-ласкательно ее называет, и за ушки теребит, и пузо ей чешет. Впрочем, исторический опыт доказывает, что любовь к братьям нашим меньшим отнюдь не признак добросердечия и человеколюбия. Ленин обожал кошку Мурку (см. известные фото), а Гитлер, прежде чем покончить с собой, застрелил любимую овчарку, дабы избавить ее от тоски по хозяину.

В общем, как ни старались телевизионщики, а бестолковый, бессмысленный вышел у них «пиар». Чего хотели сказать? Чего доказать? Не дали ответа. А с названием фильма - «Високосный год» - так, по-моему, просто облажались. Хотели, конечно, как лучше: имели в виду, что високосный год - тяжкий год, но, несмотря на все печали и невзгоды, президент вышел из него победителем. Страна модернизируется, то ли еще будет, ой-ой-ой. Да только в народе словосочетание «високосный год» давно уже превратилось в метафору. Сложены пословицы и поговорки: «Худой приплод в високосный год»; «Касьян на что ни взглянет, все вянет». Получается, исходя из народных примет, что в недобрый час-год достиг герой фильма высшей власти. То ли еще будет.

Путин идет по коридору. Камера долго глядит ему в спину. Опять метафора, что ли? Он в дороге? Он в пути? Ерунда. Просто телевизионщики для «оживляжа» попросили Путина походить по кремлевским коридорам. А со спины снимали из подобострастия: негоже операторам бежать впереди президента. Потом глянули: батюшки, готовая метафора! Вот он у них и бродит по Кремлю. А куда идет и зачем - непонятно. Об этом - в следующей серии «Путинианы», которая, зуб даю, будет непременно, поскольку телевизионщики явно исповедуют принцип: «Кашу маслом не испортишь».

Ирина ПЕТРОВСКАЯ, "Общая газета"

Статью читала Нинель МИТРОФАНОВА



Вернуться на главную страницу

Copyright Serg Smith 2001
Comments: sergsmith@mail.ur.ru